Меню

вторник, 20 ноября 2012 г.

История петербургского трамвая

29 сентября Петербургский трамвай отметил свой 105 день рождения. В честь праздника состоялся самый настоящий парад трамваев, открывал его ветеран Санкт-Петербургского ГЭТ (Городской Электротранспорт) – трамвай, изготовленный фирмой «Brush». Но об этом чуть позже.

Мне бы очень хотелось рассказать вам про историю петербургского трамвая, именно поэтому я побывал в музее ГЭТ, расположенном на Среднем проспекте Васильевского острова, где повидал немало трамваев разных эпох, некоторые из них я помню по своему детству.

Несложно посчитать, что петербургский трамвай берет свое начало с 29 сентября 1905 года. Именно в этот день на линии Санкт-Петербурга из парка на Среднем проспекте Васильевского острова вышли первые трамваи, которые до сих пор возят пассажиров по всему городу.

Конка
Вначале по городу людей возили кареты Омнибусы, которые запрягались лошадьми и ездили по улицам города, позже их заменили конки. В отличие от омнибуса, конка ездила по рельсам, что упрощало работу лошади. Конки были одно- и двухэтажными, второй этаж назывался «Империал», он был открытый, билеты туда стоили дешевле, да и считалось, что там могут ездить только простолюдины, уважаемые люди там не ездили.



     Обычно конку запрягали двумя лошадьми, скорость ее движения составляла 5-8 км/ч, при этом существовали «препятствия», которые замедляли движение конки. Одним из таких «препятствий» были петербургские мосты, которых в городе очень много. Перед мостом конку запрягали дополнительными лошадьми, чтобы хватило силы поднять ее на мост, а на спуске водитель притормаживал специальным ручным тормозом. На другом конце моста лошадей распрягали, и конка двигалась дальше. Такой переезд моста мог занимать до 40 минут, поэтому быстрее было перейти мост пешком. Отсюда появилось выражение: «Конка, конка догони цыпленка».

Наряду с конкой существовали трамваи с паровым двигателем, но они обычно ездили на окраине города. Кроме того выйти из такого трамвая чистым после поездки было затруднительно.

Трамвай фирмы "Brush"
В 1874 году Федор Пироцкий начинает работу над трамваем на электрической тяге, и в 1875 этот трамвай сходит на рельсы, но его изобретение не прижилось. В то время в Берлине Вернер Сименс патентует свою версию трамвая с электрическим двигателем, где ее успешно пускают в ход, поэтому именно Сименс считается первым изобретателем электрического трамвая, а не Пироцкий.

Зимой 1894 года на лед Невы выложили рельсы и пустили линию электропередач, и по льду реки стали ходить трамваи. Так делали вплоть до 1907 года, пока из трамвайного парка на среднем проспекте Васильевского острова не вышел первый трамвай фирмы «Brush».

Система управления трамваем фирмы "Brush"

Один метр, мерить рост детей
Интересно, что раньше бесплатный проезд для детей был не по возрасту, а по росту. Так бесплатный проезд имели дети ростом не выше одного метра, поэтому в трамваях была особая отметка «один метр», и когда в трамвай входил ребенок, кондуктор сравнивал его с отметкой. Но всем известно, что дети хотят быть выше, чтобы казаться старше, поэтому прибегали к разнообразным рода хитростям: вставали на цыпочки, надевали головные уборы. Именно отсюда пошло выражение: «Метр с кепкой».

Трамвай МС-1
В 1925 году завод «Красный Путиловец» (Кировский завод) выпускает уже отечественный трамвай МС-1 (Моторный Стальной) на 24 посадочных места. Эти трамваи работали до 1968 года, но как служебные их можно встретить и по сей день.

Примечательно, что всем трамваям (номерам маршрутов) соответствует два цветных огня, они использовались для того, чтобы «стрелочник» мог издалека определить, что за маршрут едет и заранее перевести стрелки. Кстати такая система существует только в Санкт-Петербурге, и ни в каком городе мира больше. 






Трамвай МС-1, вид изнутри


В начале 1930х годов российские инженеры поехали на стажировку в Америку, результатом этой стажировки стал выпуск в 1933 году трамвая МА (Моторный Американского типа) и его прицепной модификации ПА (Прицепной Американского типа). Но вскоре по политическим причинам трамвай был переименован в ЛМ-33 (Ленинградский Моторный образца 1933 года) и в ПМ-33 соответственно. Эти трамваи отличала большая вместительность, последний экземпляр ЛМ-33 остался в трамвайном депо на среднем проспекте Васильевского острова.

В декабре 1941 года в Ленинграде выпал обильный снег, и трамвайное движение было остановлено, но оно было возобновлено весной 1942 года. 2 марта начали движение грузовые трамваи, а 15 апреля пассажирские. Это был луч надежды для жителей блокадного города, возобновление движения трамваев как бы говорило, что еще не все потеряно, и надо сражаться дальше. И по сей день каждый год 15 апреля в город запускают трамвай (в основном МС-1), это событие так и называется «Блокадный рейс».

Во время блокады при движении трамваев допускались хитрости, чтобы сократить вероятность попадания при бомбардировке. Во-первых, было прекращено движение прицепных трамваев, ходили только одиночные, во-вторых, трамваи немного меняли свои остановки, чтобы не создавалась закономерность движения.

Предупреждающая вывеска в трамвае
В 1947 выходит обновленная версия ЛМ-33 трамвай ЛМ-47 (Ленинградский Моторный образца 1947 года). Этот трамвай был выполнен в цельнометаллическом кузове, от чего получил прозвище «Слон». Он был очень тяжелый, а, соответственно, и трудно управляемый, но при этом весьма комфортный для пассажиров. Благодаря своему весу, он создавал меньшее количество колебаний, от чего складывалось впечатление плавного и легкого хода трамвая. Всего их было построено 43 моторных и 42 прицепных, они проработали с 1948 по 1973 года.

Далее следует модель ЛМ-49, здесь появились сдвижные двери, как в метро. Проблема была в том, что в паз хода двери зимой набивался снег, и двери начинали заедать, от чего их было либо не закрыть, либо не открыть. Также в этих трамваях появились мягкие сидения и реечный пол, чтобы грязь и вода находились между рейками, а не на самом полу.

Трамвай ЛМ-57
ЛМ-57 стал первым трамваем без кондуктора, в этой модели появляются специальные кассы, куда бросались монетки и доставался билет, но так как эту систему никто не контролировал, многие ездили без билета или прибегали к хитростям, например, кидали монетку на леске, а затем доставили ее обратно. В 70-е годы появляются компостеры, в которых необходимо было самостоятельно пробивать дырки в билете. ЛМ-57 никогда не работал с прицепным вагоном.

Билетная касса






















Трамвай ЛМ-68
 Так как Петербург мало солнечный город, было принято решение сконструировать трамвай с большими окнами, чтобы в салон попадало больше света - таким стал ЛМ-68. За свою конструкцию он получил прозвище «Аквариум». Но эта идея не увенчалась большим успехом: уборщицы в депо часто недобросовестно мыли окна, до которых не доставала автоматическая мойка, да и сама конструкция поддавалась деформации во время движения. В 1973 эту модель модернизировали, и она получила имя ЛМ-68М, за что ее прозвали «Машка».

Трамвай КТМ-5М
Также существовали трамваи КТМ-5М3. Эти трамваи эксплуатировались в Петербурге вплоть до 2007 года, в других городах используются до сих пор.

Трамвай ЛВС-89, вид изнутри

В 1989 году был выпущен в единственном экземпляре трамвай ЛВС-89. В 1990 этот трамвай записали в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный трамвай в мире, его длина составляет 37 метров, трамвай имеет три секции и способен перевозить более 450 пассажиров с полной нагрузкой. Он эксплуатировался до 2006 года, а потом был передан в музей ГЭТ.

Памятник в Автово, на этом месте трамваи перекрыли Петергофское шоссе , не дав проехать фашистским танкам

Памятник в Автово, на этом месте трамваи перекрыли Петергофское шоссе , не дав проехать фашистским танкам


Друзья, знайте свою историю, лишь то государство будет сильным, которое помнит свою историю. Я предлагаю вам ознакомится с другими моими историческими справками о танках:  ИС-3, КВ-85, а также о Бронетанковом Музее в Кубинке.

Подписывайтесь на новостную рассылку на Subscribe или заходите в группу ВКонтакте, там вы можете оставить свои комментарии и пожелания, поставить лайк и рассказать друзьям, а также увидеть больше моих фотографий.

Спасибо за внимание!

1 комментарий:

  1. Вот контактные данные г-на Бенджамина по электронной почте: lfdsloans@outlook.com. / Или WhatsApp +1 989-394-3740, который помог мне с займом в 90 000,00 евро, чтобы начать свой бизнес, и я очень благодарен, мне было очень тяжело, пытаясь найти способ, как матери-одиночки не было Со мной легко, но с помощью мистера Бенджамина я улыбаюсь на моем лице, когда я наблюдаю, как мой бизнес становится сильнее и расширяется. Я знаю, вы можете удивиться, почему я помещаю такие вещи здесь, но я действительно должен выразить свою благодарность, чтобы любой, кто ищет за финансовую помощь или преодоление трудностей с этим бизнесом или желание запустить бизнес-проект может позаботиться об этом и надеяться на выход из затруднений .. Спасибо.

    ОтветитьУдалить