Меню

вторник, 14 августа 2018 г.

Адыгея. Восхождение на гору Оштен

Оштен - одна из гор Кавказского хребта, высота 2804 метра. Сегодня я хочу рассказать про наш маршрут туда. Кто-то из нас сказал: "Мы коллекционируем непокоренные вершины". Оштен не стал для нас исключением. Все попытки покорить какие-либо высоты заканчивались провалом. Сегодня я постараюсь максимально подробно описать маршрут, разобрать наши ошибки, чтобы туристам, которые здесь впервые, было проще подготовиться к восхождению на Оштен. Впереди будет много букв и фотографий, карт и советов. Я постараюсь максимально информативно изложить все, что может вам понадобиться.

1. Маршрут

Начну с карты. Так как платформа блога не дает мне вставить карту со стороннего ресурса как отдельное окно в статье, дам ссылку, чтобы вы могли изучить ее подробно - карта маршрута.

Сразу оговорюсь, мы планировали подняться на Оштен и спуститься с него за один день. Обычно восхождение дробят на две части с ночевкой на Лаго-Наки. Но это был не наш вариант. Маршрут в одну сторону - это примерно 8,5 км пути. Так что, если вы решитесь совершить восхождение одним днем, нужно быть готовым к 17 км пешком.

Маршрут стартует с Яворовой поляны, на высоте примерно 1700 метров над уровнем моря, а высота Оштена - 2804 метров. Набор высоты на маршруте составит около 1100 метров.

Специализированной парковки перед Яворовой поляной нет. Все машины оставляются прямо перед шлагбаумом. Там же можно найти туалеты (не самого лучшего качества, но на безрыбье и рак рыба).

2. Кавказский заповедник

Оштен и маршрут до вершины пролегает по территории Кавказского государственного биосферного заповедника. Это значит, что эта территория охраняется государством, а также там действуют определенные правила поведения. Их несоблюдение может повлечь за собой ответственность, самое легкое - это штраф 5000 рублей.

Основные правила:

• запрещено разведение костров, для приготовления пищи можно пользоваться горелками
  • нельзя оставлять мусор и засорять территорию (надеюсь, это очевидно, но все же решил упомянуть)
  • запрещена рубка деревьев и кустарников, сбор дикорастущих ягод, грибов цветов
  • останавливаться на ночлег можно только в специально отведенных для этого местах
  • разрешено следовать только по ранее согласованному маршруту
  Как мне кажется, это основное, что нужно помнить при посещение заповедника. Полный список правил читайте на сайте Кавказского заповедника

Для посещения заповедника и восхождения на Оштен требуется согласовать нитку маршрута и купить билет на каждого члена похода. Также должен быть назначен ответственный, все члены похода подают свои паспортные данные. Паспорт и билеты должны быть при вас все время посещения заповедника.

Все это только звучит страшно и сложно, на деле все намного проще. Если вы планируете совершить восхождение на Оштен со стороны Яворовой поляны, то вам подойдет кордон в поселке Гузерипль, там можно купить билеты и подать все необходимые данные. Оформление займет около 15 минут.

Кордон Гузерипль: ул. Заречная, 5, тел.: 8 918 424 1348

На удивление карты гугл хорошо встраиваются. Я поместил точку на карте, где находится кордон. Точного расписания работы у кордона нет. Мы покупали билеты уже в 8 утра, но думаю, что можно и раньше. Возможно, есть вариант купить их заранее на определенную дату. Также я слышал, что билеты можно купить прямо в заповеднике у егеря на маршруте. Но я не могу гарантировать достоверность этой информации, а нахождение в заповеднике без билета грозит штрафом в 5000 рублей.

На момент нашего визита в заповедник билеты стоили 300 рублей/сутки за взрослого, 100 рублей за ребенка до 14 лет, дети до 7 лет - бесплатно. Актуальную информацию смотрите на сайте Кавказского заповедника.

3. Подготовка

Маршрут на Оштен невероятно красив. Хоть он и считается довольно легким, я бы все-таки дал несколько советов для похода:

1. Следите за погодой. Нам "повезло" спускаться часть маршрута с Оштена после сильного ливня, мы несколько раз падали, извалялись в грязи и промокли. Лучше выбрать период, когда некоторое время не было дождей.
  2. Как я уже говорил, при себе необходимо иметь паспорт и билеты. Советую прикупить герметичную сумочку для документов. Часть маршрута мы прошли под ливнем с градом и грозой, наши паспорта сильно промокли.
  3. Выходите пораньше! Егеря предупреждали нас, что к обеду вершину затянет облаками, и нужно успеть подняться и спуститься до этого времени. Мы стартовали с Яворовой поляны где-то около 8 утра. И мы не успели! Рассчитывайте свои силы. Если не уверены, лучше выйти раньше.
  4. Пользуйтесь солнцезащитным кремом. Солнце в горах очень активное, если не хотите сгореть, то лучше намазаться заранее и взять с собой.
  5. Возьмите теплые вещи. Поднявшись на Блям (вершина, предшествующая Оштену), можно застать сильный ветер. Ветровки будет достаточно.
  6. Возьмите с собой навигатор. После Инструкторской щели меток на маршруте не будет, а тропа не всегда будет четко видна. Советую установить на телефон MAPS.ME. Я писал обзор этой программы после поездки на Тенерифе. С тех пор maps.me сильно улучшили, с ней вы точно не заблудитесь.
  7. Купите туристические пенки для сидения. Это небольшие пенки с поясом, чтобы можно было идти с ними, не снимая. Это позволит в любой момент сесть на камни с комфортом, а не обтесывать пятую точку об острые осыпи.
  8. На Яворовой поляне сотовой связи уже нет! Имейте это в виду.
  9. Берите с собой зонтики и непромокаемые жилеты. Мы промокли до нитки. Идти 8 км, хлюпая ногами и промерзая от вымокшей насквозь ткани, так себе удовольствие.
  Ну, а сейчас я бы хотел рассказать конкретно про наш поход, сопроводив все фотографиями.

Мы встали рано, заехали в Гузерипль купить билеты и отправились покорять Оштен. Вначале маршрута тропа видна хорошо и отлично протоптана. Время от времени на деревьях будут появляться метки, чтобы туристы были уверены, что идут правильным путем. Высокая трава будет обрамлять тропу на всем протяжении ее следования по инструкторской щели. В некоторых местах трава может достигать двух метров.

Несколько раз нужно будет перейти небольшую речку - Армянку. Мы чуть не промочили ноги, прыгая по камням. Я слишком сильно понадеялся на треккинговые ботинки с gore-tex. Все-таки эта технология не панацея, особенно, когда нога может уйти в воду по щиколотку.

Еще не выйдя из лесистой части маршрута, вам попадется развилка. На большом дереве будет два указателя: на Фишт и на Лагонаки. Тут мы немного призадумались. Ведь плато Лаго-Наки - это плато, а нам на гору! Да и Фишт, вроде, где-то там рядом с Оштеном. Но, сверившись с навигатором, мы пошли именно на плато Лаго-Наки.

Впрочем, через какое-то время лес начал расступаться, открывая взору заповедные луга. С еще более высокой травой. Обилие цветов привлекает большое количество насекомых. Пчелы нам не сильно докучали, а вот мух почему-то было очень много. Они крутились целыми роями до определенной высоты. Наверное, только после прохождения вершины Блям их сильно поубавилось, но до конца они не исчезли. С этим придется смириться.

Поднявшись чуть выше, мы обернулись, чтобы созерцать прекрасную картину гор в утренней дымке. Было еще около 9 часов утра, но солнце уже сильно припекало спину. Часто хотелось пить. На всякий случай мы взяли с собой по 2 литра жидкости на человека.

Вообще скарб у нас был довольно обширный, казалось, что мы подготовились на все случаи жизни. Каждый нес по рюкзаку. Мой был самый тяжелый, так как я нес все фото- и видеооборудование. Про воду я уже говорил, также мы взяли с собой немного еды. В основном, питательные батончики из перетертых сухофруктов и орехов, они хорошо зарекомендовали себя в Крыму. Их можно есть на ходу, они довольно питательные с большим количеством калорий. Также у нас при себе было вяленое мясо. Оно тоже довольно калорийное, но им мы питались в меньшей степени.

Вот мы уже начали подходить к плато, именно на него нас выводит Инструкторская щель. Здесь находится оборудованное место для туристической стоянки. Здесь можно найти столы и баки для мусора.

В этом месте установлены щиты с историей заповедника и плато Лаго-Наки. Здесь можно отдохнуть и приготовить горячую пищу, если вы такую взяли с собой, воспользовавшись горелками. Помните про правила заповедника.

Мы двинулись дальше. Обернулись, чтобы посмотреть, как выглядит туристическая стоянка и поняли, что ушли уже достаточно далеко. Мы не изучали ее досконально, но скорее всего, там есть домик егеря. Возможно, даже что-то похожее на хостел.

В сторону уходили еще какие-то маршруты. Именно этой дорогой мы уже возвращались с Оштена. На обратном пути мы попали в грозу с градом и сильную облачность. Даже имея навигатор мы немного заплутали, потеряв тропу, поэтому спускались уже немного по другой дороге.

Поднявшись выше, мы увидели дым. Он шел откуда-то со стороны Гузерипля. Возможно, это горел лес.

Вот мы поднимаемся еще выше. Уже почти видим конечную точку нашего маршрута. Вроде бы уже рукой подать. Но не все так просто. Впереди еще около 4 км пути и затяжной подъем на саму вершину.

Финишная прямая! По крайней мере, я так думал. Зато небо немного расчистилось над Оштеном. Теперь можно увидеть его вершину.

Ближе к вершине трава начинает меняться на каменистые осыпи. Туристы собирают вот такие пирамидки. По ним, кстати, тоже можно сверять дорогу.

Мы уже стояли на крутом подъеме, до вершины оставалось около километра. Наш обратный путь был уже не виден. Все затянуло облаками. Как и предупреждал егеря. Мы опоздали примерно на час. Может, мы слишком много отдыхали, а может просто не рассчитали свои силы. Почти все готовы были идти на вершину до конца, но я принял решение спускаться. По пути на вершину мы несколько раз сбивались с тропы в ясную погоду, неизвестно, что могло случиться, затяни тут все густыми облаками. Ночевать в чистом поле совсем не хотелось.

Где-то спустя 15 минут обратной дороги, я понял, как сильно был прав, что решил спускаться. По голове начали бить первые градинки. А над нам начала греметь молния. Конечно, у нас не было дождевиков или зонтиков. К этому мы точно были не готовы. Меня еще как-то спасал плотный капюшон ветровки, остальные использовали пенки для сидения, чтобы прикрыть голову.

В конечном итоге мы очень устали, промокли, вымазались в грязи, а на обратном пути еще и заблудились. Но это было невероятно весело. Этот поход на вершину Оштена остался одним из самых ярких воспоминаний из поездки в Адыгею, даже не смотря на то, что мы его так и не покорили. Как я уже писал: "Мы коллекционируем непокоренные вершины". Это был невероятный опыт.

В Адыгее мы посмотрели все, что хотели. А так, непокоренный Оштен наверняка заставит нас вернуться!

Заходите в Паблик ВКонтакте и подписывайтесь! Также вы можете получать новости по Subscribe или просто листать фоточки на 500px. Еще я приглашаю вас посетить канал на YouTube! Удачи!