Меню

вторник, 18 сентября 2018 г.

Hawker Hurricane. История основного истребителя Королевских ВВС



  Пока я писал отчет о посещении Авиационного музея Центральной Финляндии, я так вдохновился рассказом о самолете Hawker Hurricane, что решил написать не типичную для моего блога статью. Я понял, как иногда бывает сложно получить всеобъемлющую и хорошо структурированную информацию о каком-либо самолете, да еще и на русском языке. Особенно, когда тебе что-то нужно. В большинстве статей по самолетам технические данные и характеристики перемешаны с исторической справкой, или они просто копируют разрозненные куски текстов из разных источников. В данной статье я постараюсь максимально четко рассказать про Hawker Hurricane, сопроводив текст фотографиями. Здесь найдется место и техническим данным, и истории создания и применения, и интересным фактам из жизни самолета. Если данный формат понравится читателям, то возможно, я буду писать больше подобных текстов про другие самолеты.


Предпосылки

   С 1932 по 1935 под эгидой Лиги Наций в Женеве проходила конференция по разоружению. Франция выступала с предложением о создании мировой армии для обеспечения безопасности. Германия же требовала паритета в вооружении, ее вооруженные силы были ограничены Версальским договором. Она хотела, чтобы другие страны или сократили свои ВС, или ей дали возможность нарастить свои до общего уровня. Но все ее требования были отклонены. После прихода к власти в 1933 году Адольфа Гитлера Германия вышла из Лиги Наций и из конференции по разоружению.

  К этому моменту британские истребители были немногочисленны и представлены бипланами. В основном, это были Hawker Fury. Бипланная конструкция на тот момент достигла своего апогея, и для ее улучшения требовалось вносить значительные и дорогостоящие изменения в конструкцию. Так родилась идея истребителя нового поколения - “Fury моноплан”.


Hawker Hurricane

Технические характеристики


Модификация Mk.I (ранний) Mk.IIC
Размах крыла 40 футов (12,192 метра) 40 футов (12,192 метра)
Длина 31 фут 9 дюймов (9,6774 метра) 32 фута 2 и 1/4 дюйма (9,81075 метра)
Высота 12 футов ½ дюйма (3,6703 метра) 13 футов 1 дюйм (3,9878 метра)
Двигатель Rolls-Royce Merlin II мощностью 1030 л/с Rolls-Royce Merlin XX мощностью 1280 л/с
Максимальная скорость 254 мили в час (~409 км/ч) на уровне моря

Максимальная дальность 425 миль (684 км) с запасом в 20 минут
Максимальная скорость 322 мили в час (~518 км/ч) на высоте 13500 футов (~4141 метров)

Максимальная дальность 460 миль (740 км) на скорости 178 миль в час (286 км/ч), или 920 миль (~1480 км) с двумя ПТБ на 44 имперских галлона (~200 литров)
Вооружение 8 х Browning .303, боезапас 334 выстрела на ствол 4 x Hispano-Suiza 20mm, боезапас 364 выстрела на ствол

Прототип

Прототип

    Главным конструктором Hawker Hurricane был Сидней Кэмм, который до самой смерти работал в фирме Hawker на этой должности. Его самолет, вооруженный 4 пулеметами: два синхронных Vickers и два Vickers или Browning в крыле, получил одобрение на постройку первого прототипа. Он был принципиально новым, хоть и продолжал использовать старые наработки бипланных конструкций (ферма из стальных труб с полотняной обшивкой). Пока самолет находился в разработке требования заказчика поменялись. Теперь вооружение необходимо было усиливать до восьми Browning .303 калибра. Это модифицированные и адаптированные Browning M2 .30 cal под британский .303 патрон (7,7x56). На самолете был установлен двигатель Rolls-Royce Merlin “C” с двухлопастным деревянным воздушным винтом. Пилоты-испытатели дали хорошие оценки, но по итогам в конструкцию были внесены некоторые изменения. Была переработана кабина, у руля направления появился триммер, но больше всего нареканий относилось к двигателю. Стоит отметить, что позднее основным двигателем, устанавливаемым на Hawker Hurricane стал Merlin III, но это пока другая история. Несмотря на все это, фирма Hawker получила большой заказ на свои Hurricane. Первая партия насчитывала 600 самолетов, позже 94 было продано другим странам.


Hurricane Mk.I

  Главным отличием Mk.I от прототипа являлся новый двигатель Merlin II. Из-за этого пришлось переработать контуры верхней части капота. Также был укорочен воздухозаборник карбюратора, а вооружение было усилено до восьми пулеметов Browning .303 в крыле. Все эти изменения привели к задержке в производстве, но к осени 1937 самолет уже вовсю собирался на заводе.

   Эта версия все еще мало визуально отличалась от прототипа. Большая часть обшивки самолета была полотняной. Шесть выхлопных патрубков заменили на три, а нижние складывающиеся щитки шасси были удалены. В переднюю кромку крыла были добавлены посадочные фонари с обеих сторон.

Hurricane Mk.I поздние

   На поздние выпуски Hawker Hurricane Mk.I начали устанавливать двигатель Merlin III, приводивший в движение уже трехлопастной воздушный винт фиксированного шага. Вместе с тем, узнав, что немцы начали усиливать вооружение своих Messerschmitt Bf109 20-мм пушками, начались работы по защите самолета. Обшивку крыла стали менять с полотняной на металлическую, у пилота появилось бронестекло.

Mk.I (PR)

   Часть самолетов этой модификации была переоборудована для разведывательных целей. В основном, они использовались на Ближнем Востоке и в Азии.

Hurricane Mk.IIA

  Разгар Битвы за Британию. Hawker вовсю пытается улучшить свои Hurricane. Новая модификация Mk.IIA получает двигатель Merlin XX с двухступенчатым нагнетателем и использует 100 октановый бензин, что дает значительную прибавку к мощности до 1280 лошадиных сил и максимальной скорости 322 мили в час (~518 км/ч) на высоте 13500 футов (~4141 метров). Это потребовало в очередной раз переделать носовую часть самолета. Более того, он стал длиннее на 7 дюймов (17,8 см). Также планировалась установка двенадцати пулеметов Browning .303 вместо восьми, но прогнозируемый дефицит пулеметов оставил все на своих местах.

   Из-за необходимости увеличить дальность полета самолета под крылом были установлены точки подвески дополнительных баков, а также проведены топливные магистрали. На этих узлах подвески Hurricane смог нести либо подвесные топливные баки (ПТБ) емкостью 44 имперских галлона (примерно 200 литров), либо бомбы весом 250 фунтов.

Hurricane Mk.IIB

Mk.IIB

   Позже версия, способная нести бомбы, выделяется в отдельную версию Hurricane Mk.IIB. К концу 1941 года эти версии получают способность нести уже 500 фунтовые бомбы или ПТБ на 90 имперских галлонов (примерно 409 литров) для патрульных операций. Также Mk.IIB наконец-то получают четыре дополнительных пулемета Browning .303, которые планировалось начать устанавливать еще с ранних экземпляров версии Mk.IIA.

Hurricane Mk.IIC

Mk.IIC с подвесными топливными баками (ПТБ)

  Мы постепенно подобрались к уже конкретному усилению такого самолета, как Hawker Hurricane. В этой версии вооружение Харрикейна было изменено на четыре пушки Hispano-Suiza 20mm. Способность нести бомбы или топливные баки у самолета остается.

Hurricane Mk.IID

Mk.IID

  Mk.IID, наверное, самая пикантная версия Харрикейна. Это был единственный самолет Королевских ВВС для уничтожения наземной техники противника, в большей степени, танков. Эта машина вооружалась двумя 40-мм пушками, которые подвешивались под крылом. Из классического вооружения остались только два пулемета, снаряженных трассирующими боеприпасами для пристрелки. В угоду установки таких пушек пришлось пожертвовать абсолютно всей броней. Пилот, мотор и другие части самолета остались полностью без защиты и легко поражались ответным огнем. В конечном итоге часть бронирования все-таки вернули, из-за чего значительно возрос вес машины. Эти самолеты неплохо проявили себя на Ближнем Востоке.

Hurricane Mk.IIE

   Версия Харрикейна с универсальным крылом, которое могло нести весь спектр подвесного вооружения и топливных баков. В прототипе использовался двигатель Merlin 27, в серийной модели двигатель заменили на Merlin 32. Было построено 270 машин данного типа.
 Часть самолетов была предназначена для разведывательных целей. Они снаряжались двигателем Merlin XX. Вооружение с самолета снималось для установки дополнительных топливных баков. Самолеты оборудовались камерами. Всего было три типа данных самолетов:

  • Разведывательно-тактический. Обладал двумя камерами, размещенными в хвостовой части фюзеляжа.
  • Истребитель-разведчик. Обладал камерой, смотрящей вперед, в корневой части крыла.
  • Фоторазведчик. Оснащался тремя камерами в хвостовой части фюзеляжа. Обычно выполнял задания на высоте выше 9000 метров.

Hurricane Mk.IV

Mk.IV. Обратите внимание на направляющие для ракет

  Модификации Hurricane Mk.III никогда не существовало, однако, это название было зарезервировано за самолетами с двигателями Packard Merlin американского производства.

   Hurricane Mk.IV были приспособлены, в основном, для атак наземных целей. Из-за этого у самолета было усилено бронирование. В большей степени это коснулось кабины пилота и двигателя. Собственно, как и версия Mk.IID, Hurricane Mk.IV мог быть вооружен двумя 40-мм пушками. Правда целями чаще всего становились не танки, а железнодорожные составы.

   Под крылом самолета можно было подвесить по три ракеты (RP). Более того, Hurricane Mk.IV мог использовать ассиметричное вооружение. Например, либо с одной стороны подвешивались ракеты, а с другой топливный бак, либо ракеты и 40-мм пушка. Правда конфигурация с пушкой приводила к поломке направляющих для ракет. При стрельбе из такого калибра они ломались, и ракеты просто падали вниз.

Hurricane Mk.V, X, XI, XII

  Пятерок было сделано всего две. Оба оснащались двигателями Merlin 32 с тропическим фильтром и четырехлопастным винтом. В качестве вооружения устанавливались две 40-мм пушки.

Mk.X - самолеты, оснащенные американскими двигателями Packard Merlin 28.

Mk.XI - то же самое, что и Mk.X, только с установленным снаряжением для Королевских ВВС Канады. Также была версия Mk.XIB с двигателем Packard Merlin 29.

Mk.XII - изначально Mk.IIB для ВВС Канады, но с двигателем Packard Merlin 29.

Hawker Sea Hurricane

Взлет Sea Hurricane Mk.IA с транспортного корабля, оборудованного катапультой. Хорошо видно струю огня ракетных ускорителей

   Сейчас я перейду к моим самым любимым версиям Харрикейна - морским Харрикейнам! Сухопутная машина неплохо себя зарекомендовала, и ее решено было оморячить. Но сначала это были не морские самолеты в прямом смысле этого слова. В первую очередь Royal Navy требовались машины для защиты Арктических Конвоев, следовавших в Мурманск и Архангельск, от атак немецких Fw 200 Condor. Так появился Sea Hurricane Mk.IA. История использования будет ниже. Сейчас продолжу технические описания.

Sea Hurricane Mk.IA

  Версию Mk.IA сложно назвать поистине “морским” Харрикейном. С морем их роднила только установка на корабли. Я частично затронул эту тему, когда рассказывал про Авиационный музей Центральной Финляндии. Эти самолеты были переделкой из Hurricane Mk.I. Конструкция была усилена для установки крюков под катапульты и точки подъема самолета кранами. Для обеспечения достаточной скорости при взлете на тележку катапульты устанавливались ракетные ускорители. Навигационное оборудование было приведено к морским стандартам.

  Сажать эти самолеты предполагалось на ближайшие аэродромы, если таковые имелись, или покидать их рядом со своим судном. Но более подробно эту тему я освещу позже.

Sea Hurricane Mk.IB

  Эта модификация становится первой по-настоящему морской версией Харрикейна. Сюда добавляется главная вещь, которая позволяла этому самолету садиться на палубу авианосца - посадочный гак. Во всем остальном машина не имела отличий. Даже состав вооружения был прежний: восемь пулеметов Browning .303.

Sea Hurricane Mk.IIB

   Усиленная версия позволяла нести двенадцать пулеметов Browning .303.

Sea Hurricane Mk.IIC

   Оморяченная версия Hurricane Mk.IIC с четырьмя 20-мм пушками. В некоторых вариантах на самолет устанавливались направляющие для ракет.

Sea Hurricane Mk.XIIA

   Конверсия из канадской версии Mk.XII с двигателем Packard Merlin 29.

Hurricane в Королевских ВВС

Введение


   Разработка нового истребителя моноплана началась фирмой Hawker в январе 1934 года. В самолет предполагалось устанавливать новые моторы Rolls-Royce PV-12, позже получившие имя Merlin. Интересно, но двигатели назвали не в честь известного волшебника, а по имени мелкого сокола, на русском именуемого Дербник. На основе дизайна самолета министерством авиации была написана спецификация F 36/34. Собственно, она предписывала вооружить самолет четырьмя пулеметами Vickers .303. Два с двух сторон от мотора и по одному в консолях крыла. Однако, когда прототип впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 года, он был обеспечен восемью пулеметами Browning того же калибра по четыре в консолях крыла. С мотором Merlin C мощностью 900 лошадиных сил, приводящим в движение двухлопастной деревянный винт, самолет развивал максимальную скорость 315 миль в час (507 км/ч) на высоте 14200 футов (4328 метров).

Hawker Hurricane в Авиационном музее Центральной Финляндии

Hawker Hurricane в Авиационном музее Центральной Финляндии


   Первый самолет с двигателем Merlin II мощностью 1030 л/с (Hurricane Mk.I) поднялся в воздух 12 октября 1937 года. Он достиг скорости в 318 миль в час (518 км/ч) на высоте 17400 футов (5304 метра). Харрикейн все еще имел полотняную обшивку крыла и недостаток бронирования кабины пилота.

   Постепенно на самолеты стали устанавливать трехлопастные винты Дэ Хэвиленд или Ротол, благодаря которым максимальная скорость увеличилась до 324 мили в час (521 км/ч). А крыло с металлической обшивкой было впервые испытано на самолете 28 апреля 1939 года, поставки же начались в сентябре того же года.

В небе над Францией

  Утром 10 мая 1940 года Германия начинает вторжение во Францию и страны Бенилюкса. Королевские ВВС, находящиеся в этот момент на континенте, оказываются втянуты в мощное столкновение и пытаются остановить продвижение немецких войск вглубь Франции.

Первый Ас

  Но вернемся ненадолго назад во времени. К моменту вторжения, RAF (Royal Air Force - Королевские ВВС) уже получили боевой опыт в столкновениях с немецкими самолетами. Во время Странной Войны Королевские ВВС выполняли патрульные миссии вдоль границы Франции и Германии. В этих рейдах “родился” первый ас - молодой новозеландец Edgar James “Cobber” Kain. Он записал на свой счет пять самолетов противника, одним из которых был Dornier 17. Удивительно, но первым асом RAF стал пилот именно Hawker Hurricane.

Hawker Hurricane в Авиационном музее Центральной Финляндии

Hawker Hurricane в Авиационном музее Центральной Финляндии


 Во время вторжения Германии самолеты должны были поддерживать Британский Экспедиционный Корпус (BEF). Но под натиском противника корпус начал отступать к Дюнкерку, и 21 мая все самолеты были отозваны обратно на Остров. В результате, 75 Харрикейнов были уничтожены, в основном, на земле, еще 120 сожжены, дабы избежать захвата, и только 66 Харрикейнов вернулось назад.

Дюнкерк - операция Динамо

Эвакуация из Дюнкерка

   После отзыва RAF в Англию самолеты могли совершать боевые вылеты только пересекая пролив. Несмотря на то, что в фильме Кристофера Нолана “Дюнкерк” показаны более знаменитые Supermarine Spitfire, наш подопечный Hawker Hurricane тоже принял участие в этих событиях. Самолетам нужно было обеспечить воздушное прикрытие побережья Франции для операции Динамо. Для выполнения боевой задачи Спитфаеры и Харрикейны посылались волнами с интервалом в 50 минут. Это происходило с 4.30 до 19.30. Обычно вылеты производились группами по 12 самолетов.

Эскадрильи Харрикейнов, принимавшие участие в боях (на 30 мая 1940)*

№ 17 Sqn., 13 самолетов, Кенли

№ 32 Sqn., 4 самолета, Биггин Хилл

№ 56 Sqn., 16 самолетов, Север Уэлд

№ 79 Sqn., 6 самолетов, Биггин Хилл

№ 111 Sqn., 17 самолетов, Север Уэлд

№ 145 Sqn., 18 самолетов, Тангмир

№ 151 Sqn., 19 самолетов, Север Уэлд

№ 213 Sqn., 10 самолетов, Биггин Хилл

№ 229 Sqn., 8 самолетов, Биггин Хилл

№ 242 Sqn., 11 самолетов, Биггин Хилл

№ 245 Sqn., количество неизвестно, Хокиндж

№ 601 Sqn., 15 самолетов, Тангмир

Норвегия

   Одновременно с событиями во Франции разворачивались военные действия в Норвегии. Туда были направлены истребители Hurricane из 46-й эскадрильи, которые были доставлены авианосцем HMS Glorious 26 мая. Три самолета отправились на Скаанлэнд, но при посадке капотировали из-за состояния взлетно-посадочной полосы. Еще пятнадцать успешно сели на аэродром Бардуфосс. Два дня спустя самолеты сбили Ju 88 и расстреляли на воде две летающие лодки Do 26, высаживающие десант.

    Однако, Норвегию удержать не удалось. 7 июня летчикам было приказано сжечь самолеты и эвакуироваться. Они ослушались приказа и предприняли сумасшедшую попытку посадить самолеты на авианосец Глориес. При этом машины никак не были оборудованы и подготовлены для такой посадки, а пилоты не имели опыта. Удача была благосклонна, и все успешно сели на палубу. Увы, но успех был напрасным, авианосец был потоплен Шарнхорстом и Гнейзенау. Все самолеты были уничтожены, а почти все пилоты пропали без вести.

Битва за Британию


   После захвата Франции и стран Бенилюкса, падения Норвегии и Дании началась Битва за Британию. Теперь Харрикейнам нужно было защищать уже свои берега и острова. “Мы пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться в морях и океанах, мы будем бороться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, чего бы нам этого ни стоило. Мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на побережьях, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах; мы никогда не сдадимся.” - речь У. Черчилля 4 июня 1940 года перед палатой общин.

  К началу августа в Британии заводы поставили 2309 Харрикейнов, из них было сформировано 26 эскадрилий для боевых вылетов, 3 для частичного использования и 4 были в процессе переукомплектования. Hurricane принял на себя основной удар Битвы за Британию. Эти самолеты составляли основной костяк истребителей при сдерживании германского воздушного наступления.



   Воздушная оборона Великобритании была организована тремя группами истребителей (Hurricane и Spitfire): № 11 - обороняла юг Англии, включая Лондон; № 12 - центральную часть; № 13 - север Англии, Шотландию и Северную Ирландию. В начале августа, когда Люфтваффе начали крупномасштабные атаки, количество эскадрилий было увеличено, и появилась еще одна группа - № 10. Она должна была поддержать № 11 на юго-западном направлении.



   Август оказался самым тяжелым месяцем для Королевских ВВС. Нехватка пилотов достигала 200 человек. Эскадрильи приходилось регулярно перемещать между группами, чтобы пилоты могли отдохнуть в регионах с менее активными боевыми действиями в воздухе.

Счет Королевских ВВС против Люфтваффе

     К концу сентября общее количество эскадрилий истребителей было увеличено до 51. Из них 32 на Харрикейнах и только 19 на Спитфаерах. 

   Нехватка пилотов давала о себе знать, и в течение сентября в бой начали вступать эскадрильи, сформированные из канадских, чешских, польских пилотов. Кстати, на эту тему у группы Sabaton есть отличная песня Aces in Exile, как раз про легионеров в RAF.



“Легионеры” на Харрикейнах

    Большое количество пилотов из других стран принимало участие в Битве за Британию. На октябрь 1940 года было сформировано 5 эскадрилий: № 302 и 303 польские, № 310 и 312 чешские и 1-я эскадрилья Королевских ВВС Канады, позже переименованная в № 401. В ноябре формируется № 71 “Eagle” из американских добровольцев.

Hawker Hurricane в Авиационном музее Центральной Финляндии


    Многие пилоты прибыли на Остров после капитуляции своих стран, они хотели продолжать борьбу, но столкнулись со сложностями. Долгое время их не допускали до боевых вылетов, они проходили тренировки, в том числе изучение английского языка. Это вызывало недовольство у личного состава, пилоты, уже получившие боевой опыт в Европе, хотели скорее ринуться в бой.

Другие театры военных действий

    Тем временем война разгоралась на Ближнем Востоке против Италии. Некоторое количество Харрикейнов успело пересечь Францию, чтобы сформировать эскадрилью № 80. Самолеты вступали в бои в небе над Ливией и Египтом. В основном, их задачей был перехват итальянских бомбардировщиков SM.79.

Во время конвоя на Мальту

   Для защиты Мальты на авианосце Аргус были переправлены 12 самолетов. Они должны были защищать остров вместе с Gloster Gladiator. В этих регионах самолеты комплектовались тропическими фильтрами, что снижало максимальную скорость до 312 миль в час (502 км/ч). Фильтры не допускали попадания в систему двигателя песка и пыли, которых было в избытке.

Mk.I с тропическим фильтром

    В январе 1941 в небе над Средиземным морем появляется первый немецкий самолет. А уже в марте немецкий африканский корпус атаковал британские силы в Ливии, оттеснив их в Египет. 274-ю эскадрилью отправляют на отдых, таким образом, только 73-я и 3-я эскадрильи Королевских ВВС Австралии остаются защищать небо Африки. Но теперь им противостоит гораздо более серьезный противник - немецкие мессершмитты Bf109E и Bf110C.

   В начале апреля 1941 года Германия атакует Грецию. Несмотря на поставленную оборону, силам Содружества приходится спешно уносить ноги. Эвакуация идет на Крит, где в мае их атакуют парашютисты и другие силы противника. Небольшое количество Харрикейнов из эскадрилий № 33, 80, 112 и 805 сражались до тех пор, пока все машины не были уничтожены.

Hawker Hurricane в Авиационном музее Центральной Финляндии

Hawker Hurricane в Авиационном музее Центральной Финляндии


  К концу 1941 года Харрикейны перестают быть основным истребителем. Они больше начинают использоваться как бомбардировщики против кораблей и береговых целей, а также как ночные перехватчики.

Харрикейны - полет на Восток

   В декабре 1941 года Япония начинает военные действия на Дальнем Востоке, где к этому моменты не было ни одного Харрикейна. Но удача благосклонна короне, и самолеты, которые в этот момент были в пути на Ближний Восток, отправляются в Сингапур. Позже к ним присоединяются самолеты в Восточной Индии с авианосца Индомитейбл. Вместе они защищают Сингапур и Суматру до капитуляции этих островов.

 Часть самолетов, которые изначально должны были сражаться на Мальте, были передислоцированы на остров Ява. Им помогают датские и американские летчики. Харрикейны показывают хороший результат, уничтожая больше самолетов, чем несут потерь. Однако, ситуация на земле складывается не в их пользу. 8 марта 1942 года сопротивление на острове Ява подходит к концу.

  Тем временем, в Бирму из Индии прилетает 17-я эскадрилья для помощи Баффало и Томагавкам в защите Рангуна (ныне Янгон). Они организовали хорошую оборону, пока большинство самолетов не было уничтожено на земле.

Окончание эпохи Харрикейнов

   В 1942 году на английских аэродромах Харрикейны все больше заменяют на Спитфаеры и Тайфуны. В марте Спитфаеры отправляются на Мальту для переоснащения трех эскадрилий, еще одна эскадрилья Спитфаеров направляется туда же для усиления. Из-за тяжелых потерь ее расформировывают, и некоторое количество Харрикейнов-бомбардировщиков совершает боевые вылеты до лета. В пустыне некоторые эскадрильи оснащают Киттихоками.

  Харрикейн переходит на другие роли. Некоторая часть самолетов остается на службе для выполнения ударных операций. Так, себя хорошо зарекомендовала версия Mk.IID (уничтожитель танков). Эти самолеты показали свою эффективность в Африке, участвовали в сражении при Эль-Аламейне. Почти все эскадрильи, экипированные этой модификацией Харрикейна, воевали в Африке и только одна в Европе.

 С английских аэродромов на Острове Харрикейны взлетали как истребители-бомбардировщики для поддержки, например, во время операции в Дьеппе 19 августа 1942 года. Также самолеты использовались для разведывательных целей. На Острове 2-ая воздушная армия использовала именно Харрикейны для наземных атак, и только к январю все они были переоснащены Тайфунами.

  Только в Бирме Харрикейны продолжали служить в течении 1943-44 годов в составе Королевских ВВС Индии. Как можно заметить, самолет прошел через многое. Он был и основной силой в организации военно-воздушной обороны, и вспомогательным самолетом для наземных атак и разведки, а кое-где продолжал еще служить, когда в остальных местах от него начали отказываться. Но что же творилось на море?

Морские Харрикейны

    Для этой истории следует сначала обратиться к Арктическим Конвоям. Они возили грузы из Шотландии и Исландии в северные порты СССР - Архангельск и Мурманск. Им требовалось воздушное прикрытие от немецких самолетов, так родился Sea Hurricane Mk.IA. Это была переделка из обычного Hurricane Mk.I, которой приделали крюки под катапульту и для установки краном на нее. Для обеспечения достаточной скорости при взлете на самолет устанавливали ракетные ускорители, выглядело это более чем феерично.

Hawker Hurricane в Авиационном музее Центральной Финляндии

Hawker Hurricane в Авиационном музее Центральной Финляндии

CAM-Ships

   Таким образом было переделано 50 самолетов, еще 50 предоставили канадцы. Вы спросите, куда их устанавливали? А я вам отвечу - на торговые суда! Так называемые CAM-Ships (Catapult Armed Merchant), или по-русски: Торговое судно, оборудованное катапультой. Такая конфигурация не позволяла вернуть самолет обратно на корабль, поэтому они были, в основном, одноразовыми. Пилоту предписывалось сажать самолет на ближайший аэродром, если таковой имелся, или выпрыгивать с парашютом рядом с ближайшим кораблем. Смешно? Но за все время использования только два пилота погибли. Глупо? Но это отвадило немецкие самолеты приближаться к конвоям. Зачастую было достаточно устанавливать макеты катапульты и самолета на ней, чтобы противник не приближался к конвою.

   Тут я не могу не вспомнить сцену из фильма “Дюнкерк” Кристофера Нолана, который я упоминал ранее. Ту, где пилот подбитого Спитфаера совершает посадку на воду, да еще и закрывает фонарь кабины перед этим. Потом его фонарь клинит, и если бы не ребята с багром, покоился бы наш герой на дне пролива. Это я к чему, а к тому, что у вышеупомянутых Харрикейнов была инструкция покинуть самолет на парашюте, а не сажать его на воду. Но тут кино, драма, накал страстей и все такое.

Поистине морской Харрикейн

   Первым Харрикейном, которому установили посадочный крюк, стала версия Mk.IB, за ней следовала версия Mk.IIC, вооруженная четырьмя 20-мм пушками. Они стали поступать на вооружение в 1941 году. Си Харрикейны на борту авианосца Индомитейбл в мае 1942 приняли участие во вторжении на Мадагаскар, тут они успели немного повоевать. Но в первом действительно крупном сражении, в которое они вступили во время конвоя на Мальту в июне, они записали на свой счет шесть итальянских самолетов. На борту авианосцев Индомитейбл, Игл и Викториус Харрикейны приняли участие в знаменитом августовском конвое на Мальту, который несмотря на большие потери, смог доставить на остров продовольствие и топливо, чтобы продолжать борьбу.

   Также Си Харрикейны принимали участие в обороне Арктических Конвоев, но уже на борту авианосцев. PQ-18 - первый конвой, который имел авианосец в своем охранении - Эвенджер, он нес на своем борту 10 Харрикейнов и 3 Свордфиша.

   Последней большой операцией Си Харрикейнов была поддержка во время операции “Факел” - высадки американо-британских войск в Северной Африке. Здесь в небе им противостояли Dewoitine D.520 Вишистской Франции. Си Харрикейны добились большого успеха в воздухе, однако, это не помогло избежать аварий при посадке на авианосцы. После этой операции эти самолеты, как и на суше, уступили место палубным версиям Спитфаера - Сифаерам. Они остались на второстепенных ролях, например, при защите Арктических конвоев.

Hurricane не на службе Его Величества

   Большое количество стран приобрело Харрикейны. Можно было бы перечислить их все списком, но лучше я расскажу про основные.

    Первой страной, получившей Харрикейны, была Югославия, до этого уже производившая самолеты фирмы Hawker по лицензии. В декабре 1938 Югославия получила один Харрикейн. После летных испытаний была заказана партия из 12 самолетов. Позже было налажено лицензионное производство. К апрелю 1941 года Королевские ВВС Югославии располагали 48 самолетами Hawker Hurricane, примерно половина была собственного производства. 6 апреля 1941 года началось немецкое вторжение. Для самолетов все закончилось быстро, 13 апреля уцелевшие было решено перевести в Грецию, но из-за тумана лишь немногим удалось улететь. Оставшиеся самолеты были уничтожены своими же экипажами. Улетевшие в Грецию Харрикейны вскоре постигла та же участь, только уже от немецких бомб.

   Для усиления Польских ВВС перед угрозой немецкого вторжения туда была направлена партия из 10 Харрикейнов. Перед началом войны доставить успели только один самолет для полетных испытаний. Вся партия была на пути в Польшу, когда началась война, и ее перенаправили на Гибралтар.

    Еще 12 самолетов было поставлено Финляндии, все они перегонялись финскими пилотами, правда один разбился по пути в Норвегии. Позже было доставлено еще 12, но в этот раз уже морем. Харрикейны использовались Финляндией в Войне-продолжении. С тех пор остался только один Харрикейн. Сейчас его можно увидеть в Авиационном музее Центральной Финляндии, собственно, его фотографии вы наблюдаете на протяжении всего рассказа.

Интересно, что красная звезда покрашена прямо поверх британского круга

Красные Харрикейны

   Больше всего самолетов было поставлено в СССР - 2952 единицы. Это были версии Mk.IIB, IIC и некоторое количество Mk.IID. Исходя из театра военных действией, самолеты использовались в основном как истребители-бомбардировщики. Некоторые переделывались, чтобы нести пулеметы 12,7мм, а на часть даже устанавливалась хвостовая турель для защиты задней полусферы.


Вариант Харрикейна с турелью

  7 сентября 1941 года с авианосца Аргус взлетели 24 истребителя Харрикейн, это были самолеты 81-й и 134-й эскадрилий. Их задача была сесть на аэродроме Ваенга-1, недалеко от Североморска. Палуба Аргуса не была приспособлена для взлета Харрикейнов, отмечу, что это были сухопутные машины версий IIB и IIC, да и летчики опыта взлета с авианосцев не имели. Первые две машины во время взлета сильно повредили себе шасси. Сажать их пришлось на брюхо, благо, остальные 22 самолета приземлились штатно.

Самолеты 151-го воздушного крыла на аэродроме Ваенга. Интересно, что на самолетах помимо британских тактических знаков присутствуют цифры для советских самолетов.

  Британские пилоты на Харрикейнах за короткий период боев над Кольским полуостровом провели несколько успешных операций и записали на свой счет 16 сбитых самолетов, при этом потеряв только один. Эти Харрикейны были не просто военной помощью СССР, на них британцы обучали “Соколов” летать, чтобы позже они имели возможность передавать знания и опыт другим.



  Вскоре британские летчики полностью передали эти боевые машины своим советским коллегам. 24 ноября 1941 года британцы покинули аэродром и, погрузившись в Мурманске на корабль, отправились домой. Еще до их отъезда советские летчики начали сбивать самолеты противника на Харрикейнах! 25 октября старший лейтенант Диамин Синев стал первым пилотом, сбившим немецкий самолет на Харрикейне.



  Очень интересно посмотреть на эмблемы 81-й и 134-й эскадрилий, летавших в небе над СССР. У 81-й красуется красная звезда с наложенным на нее мечом. Да и девиз тоже вызывает интерес: “Non solum nobis” - “Не только для самих себя”. 134-я эскадрилья имеет на эмблеме красную латную рукавицу. Не отсылки ли это к тем временам, когда летчики 151-го воздушного крыла (81-я и 134-я эскадрильи) летали в небе на Советским Союзом?



Библиография


  1. Squadron/Signal publications, Aircraft in Action №72 Hurricane
  2. Osprey Publishing, Aircam Aviation Series №24, Hawker Hurricane Mk.I/IV in Royal Air Force & Foreign Service
  3. Osprey Publishing, Osprey Aircraft of the Aces 18, Hurricane Aces 1939-40
  4. Osprey Publishing, Aircam Aviation Series № S.1, Battle of Britain Hawker Hurricane Supermarine Spitfire Messerschmitt Bf. 109
  5. Douglas C Dildy, Dunkirk 1940*
  6. Profile Publications, Number 24, The Hawker Hurricane IIC


Фотографии были взяты здесь:

Osprey Publishing, Aircam Aviation Series №24, Hawker Hurricane Mk.I/IV in Royal Air Force & Foreign Service
airwar.ru
defenceoftherealm.wordpress.com
httphhsquad.info
vintageadbrowser.com
www.134.org.uk
www.iwm.org.uk

2 комментария:

  1. Прикольно, интересно. Всё по полочкам.
    "Харрикейн" с оборонительной стрелковой точкой особенно доставил. Не знал, что такое практиковалось.
    Даёшь то же самое про "Спитфайр"!

    ОтветитьУдалить